пятница, 10 января 2020 г.

Black-Metal: разбор абсурдных посылов

   
  Давно хотела сформулировать свои мысли по поводу рок-музыки, и, особенно, блэк-метала. Всё назревало, назревало, и, наконец, созрело.
   Начну с первичного вопроса по поводу того, почему вообще блэк-метал - музыка о смерти и о сатане (я сегодня не буду говорить о традиционном скандинавском блэк-метале, где идёт речь в основном о викингах, войне и ненависти к христианству). Я хочу поговорить именно о теме смерти. 
   Смерть - это переход из одного состояния в другое. Одни считают, что после смерти существует новая жизнь, другие думают, что это просто пустота и ничего. Какая бы не была смерть, это прежде всего рубеж - переход во что-то абсолютно новое, и это страшно и непонятно. Психологией говорится, что люди, часто думающие о смерти, использующие её атрибутику (чёрный цвет, изображения черепов, увлечения кладбищами), наоборот, особенно сильно её боятся, поэтому всем этим как бы хотят привлечь к себе внимание, в первую очередь для самих себя ("я сам как смерть, поэтому смерть мне не страшна; я становлюсь смертью, и как будто смерти уже нет, ведь я и есть смерть"). Так устроена психика человека. Стань тем, кого ты боишься, и страх уйдёт; делай то, чего боишься, и страх уйдёт. 
   Блэк-метал демонстрирует отрицательную сторону жизни, так называемое зло, темноту, ад, страдания, боль и как результат - смерть, то есть всю красоту мортидо. Помните про мортидо? Есть в каждом человеческом существе некая энергия, способствующая к бессознательному влечению к смерти: может выражаться в самых разных отрицательных эмоциях, переходя от чувства уныния или боли к тяжёлой депрессии. Это тот главный составляющий элемент, который как раз-таки и делает нашу жизнь жизнью! Из философии известно, что всё строится на противоречиях и абсурде, абсолютно каждое явление: во-первых, что оно (материальное) одновременно и есть и нет (теория пустоты из буддизма), во-вторых, эмоции и чувства (нематериальное) часто имеют противоречивое действие, за каждым "за" есть своё "против", другими словами, за каждым объектом закреплена своя "персона-тень", всё имеет свою теневую сторону. И на этой тонкой грани противоречия и противоположности строится абсолютно всё, что мы видим и ощущаем в нашей жизни. Не знаю, может это наше четырёхмерное измерение так устроено, а у других измерений не так. Это пока науке неизвестно.
БДСМ - как явный признак противоречий и борьбы садо- и мазо-
   Так вот, к чему я это всё говорю: если блэк-метал источает мощнейшее мортидо, то он и источает огромнейшее либидо. Да-да. Рок-музыка, вообще сама по себе, очень сексуальна. В ней чувствуется направленность в сексуальном желании, удовольствии от секса, оргазме, а затем снова по новому кругу. Это бесконечный ритм фрикций, танец не только тел, но и душ, похожие на сокращения мышц при оргазме. Блэк-метал (и дез-метал, и трэш, и пост-рок, и тот же пост-панк и другие, их очень много, но я взяла за пример именно блэк-метал, т.к. я его люблю) в себе соединяет сексуальность, причём не просто там какую-то романтику (её там вообще нет), а просто животную страсть и одновременно тягу к смерти: либидо и мортидо, разрывающую плоть на куски, Эрос и Танатос, наслаждение и страдание (наслаждение к страданию, страдание от наслаждения - здесь могут быть разные словосочетания, но смысл в их взаимодействии). Блэкметаллическая музыка показывает яркое взаимодействие этих явлений, их хитроумное и искусное переплетение в их крайностях (если смерть, то жуткая и кровавая, есть секс - то жестокий и животный, а лучше секс со смертью, или смертельный секс, или сексуальная смерть). Всё очень грубо, но и здесь есть обратная сторона медали. Если очень сильно вслушаться в музыку, то она очень глубока. Она словно отражает внутренний мир человека. Если взять например, атмосферный блэк-метал, то он очень чувственный и нежный. Такую тонкую грань человеческой души, эту особенную меланхолию и даёт как раз блэк-метал. Что может быть понимающей, любящей и нежнее, чем передача этого состояния через музыку? Опять же, парадокс - жестокости и любящей нежности, сострадания. 
   Подводя итог, скажу, что противоречие можно накопать и нарыть абсолютно в любом явлении, если хорошо задуматься: в любом жанре музыки, в любом человеке, в любом осеннем листе и даже в любой капле воды, абсолютно везде. Так устроен наш мир.
"А жизнь - это не обратная сторона смерти?" 
"А смерть - это не тень жизни?" 
"Может быть жизнь и смерть - это и одно и то же, и одновременно разные вещи"