среда, 27 мая 2020 г.

Йога как вид телесно-ориентированной терапии

   Решила я значит заняться йогой. Хотя бы приобщиться к этому виду спорта, тем более это очень полезно и актуально во время самоизоляции. Хоть и два раза в неделю по инстаграму, но лично мне этого вполне достаточно для общего тонуса и ровной осанки. Итак, занималась (и сейчас занимаюсь) я с трудом, это достаточно трудные для новичка упражнения, и много чего у меня не получается или получается плохо. Но дело даже не в этом. Я хотела понять, что даёт йога для нашего духовного развития, а не только для тела.
   Всё мы знаем, что наша душа и наше тело - едино, и это разделение очень условно, потому что и то и то находится постоянно в бесконечной взаимосвязи друг с другом. Соответственно, при воздействии на тело какого-то импульса, это будет отражаться в душе и наоборот: при воздействии на душу, на мысли, на настроение - улучшается самочувствие организма. Но йога для меня была пока загадкой. Я просто занималась ею от случая к случаю и ни о чем особо не думала, пока не произошло вот что...
   Где-то на втором месяце однажды я пыталась поднять корпус тела над головой, чтобы ноги "касались неба", и тут меня осенило, буквально ЗА ОДИН МИГ я всё вдруг поняла. И это было непередаваемо. Воздействуя на тело, я не просто выполняю механические движения, а как бы чувствую его, я начинаю ощущать и слышать ещё больше своё тело - где болит, где неприятно, где комфортно. Воздействуя на тело таким образом, я тренирую и душу - я становлюсь более осознанной и чувствительной. И самое главное - это контроль. Двигаясь, я контролирую своё тело и стараюсь по своему мысленному запросу сделать то или иное. И тело отдаёт тот же запрос моей душе - я прорабатываю привычку контролировать свои мысли. И эта граница - там где проходит то, что я могу контролировать и не могу - и есть состояние некой осознанности или божественности. Это очень мощно: то, когда я понимаю, на чём вообще базируется вся восточная практика, как ума, так и тела. Это именно баланс, "золотая середина" моего Я и окружающего мира, это баланс моей души и моего тела, это баланс моего негативного и позитивного, инь и ян, вообще всего - это точка отсчёта, начало и конец, грубо говоря - это маленькая смерть и перерождение одновременно. Это жизнь с чистого листа. Вот что это даёт. Ещё можно сказать, что медитация и йога даёт мне ощущение пустоты как себя так и окружающего мира. Насчёт пустоты в буддизме объяснение простое - это энергия, из чего состоит всё сущее (осязаемое, видимое, так и невидимое, неощущаемое и неосязаемое), только формы у энергии разные: одни вещи состоят из тонкого тела, их нельзя увидеть или потрогать, другие явления собираются в архисложную конструкцию путём некой космической "программы", и получаются вещи, которые мы можем видеть, трогать и осязать (любые предметы и существа - люди, животные и др.). И то, и другое - просто виды энергии, ведь энергия никуда не девается, она только переходит из одной формы в другую. Такое напоминание о пустоте и даёт медитация и йога. В частности, йога очень хорошо действует на душу через тело, прорабатывает, так сказать, сразу несколько сфер. Медитация по большей части работает с сознанием и душой человека, хотя такие техники как система расслабления ещё как благотворно воздействует на тело. Йога включает в себя элементы медитации. 
   В психотерапии техники медитации и йоги могут помочь огромному количеству людей (это вообще полезно абсолютно всем). Это некая правильная система расслабления, чтобы почувствовать вкус и наслаждение всей жизни и способности найти свой истинный путь в ней (разве не в этом счастье?). Мне всегда нравилась это восточная философия и мудрость, и интуитивно я чувствовала, что именно в этом хранится смысл и истина всего сущего, именно к этому источнику надо обратиться, чтобы познать себя и, соответственно, других. А внутри нас хранится целая Вселенная
   Добавлю ещё кое-что. Йога ещё влияет на нашу самооценку и принятие себя, в том числе и своего тела. Принимая и работая с телом, мы работаем над своей душой, мы гармонизируем сами с собой. Это один из способов подружиться самим с собой и начать по-настоящему себя любить.