Вот к примеру Солярис. Книгу я ещё не читала, но это в планах. Но фильм... Автор книги Станислав Лем был возмущён и недоволен экранизацией его книги! Только лишь потому, что субъективное мнение режиссёра Тарковского и самого автора не совпали. Со стороны это выглядит глупо, но их тоже можно понять. Я не читала книги, поэтому не берусь судить, но одно могу сказать - каждое мнение и каждое творение заслуживает уважения. Неважно, как это сделано, важно - что хотел показать автор, что он хотел донести до читателя или зрителя.
В фильме рассматриваются много интересных тем: нравственность и наука (т.е. жестокость ради эксперимента), совесть и вина, любовь и сострадание. Солярис - я считаю, это не просто далёкая неизвестная планета, которую принялись изучать трое учёных, один их которых совершил суицид, это - подсознание. У меня реально идея, что люди, попавшие на Солярис, попали в себя, в свою истинную сущность. Космос - это неизведанная таинственная гипермощная огромная сила, где всё продумано с точностью до наномилиметра, это нереальная сложнейшая машина, подчинённая определённым законам. Человеческому разуму не доступно это (или пока не доступно), потому что мы являемся частью этой огромнейшей системы, а наш мозг представляет его упрощённую модель. Поэтому Солярис - это может быть просто иллюзия планеты, чёрная дыра или просто другое измерение, но так или иначе это игры с нашим мозгом. Т.е. Солярис может рассматриваться как манипулятор и некая субстанция, не просто "изучающая новых пришельцев, т.е. людей" (забавная картина выходит: люди изучают планету, а планета людей), но дающая пространство для их внутреннего развития, т.е. по сути люди изучают самих себя. И напрашивается вывод: хочешь изучить Космос, изучи самого себя. В фильме даже давалось объяснение всему этому: "мы не хотим покорить Космос, мы хотим расширить наше поле изучения за пределами Земли". Т.е. обычное человеческое любопытство, не более.
Другой вопрос: тема нравственности. Солярис подбрасывает учёным "гостей", выкроенных из их подсознания, подобно страшному сну и наблюдает, как они справятся со своими страхами (или может быть - со своими страстями). Ведь как известно, человек слаб и неспособен справиться со своей фантазией. В сюжете учёные посылают Солярису (океану) энцефалограмму Кельвина и "гости" Кельвина прекращаются, но в конце фильма мы видим, что он встречает своего отца на острове океана Солярис (интересный момент: почему именно на острове? И почему вода в доме отца лилась просто так с потолка? Остров в океане можно описать как максимальное приближение разума Кельвина к разуму Соляриса, их духовное соединение, но а вода с потолка? Может быть это опознавательный знак, чтобы Кельвин не забывал, что это всё его собственная иллюзия и случайно не спутал её с реальностью?) Что же это значит? А то, его постоянный гость в виде его жены Хари, умершей 10 лет назад - это образ его вины, так же как и "гости" других учёных - это образы их страхов и совести. Крис Кельвин, отпустивший свою вину в виде Хари, мучающую его много лет после её самоубийства, сталкивается со своим отцом. И так... до бесконечности? Человек берется со своими "очаговыми" проблемами подсознания, преодолевает их и достигает "просветления" как у буддистов, не так ли? Но тут возникает ещё проблема: достигая так называемого просветления, соединяясь воедино с разумом Соляриса и разобравшись в себе, можно ли сказать, что человек останется тем же... человеком? Возможно, он умрёт или станет богом... А может быть станет всем и ничем одновременно? Одно с уверенностью можно сказать: он станет уже не тот, кем был раньше. Благодаря посланным ему иллюзиям из подсознания (моделям "очаговых" проблем) он перестал носить человеческий облик, потерял свою человеческую природу. Другие учёные показаны в виде чёрствых узкомыслящих созданий без сердца и чувств, идущих к своей цели любым способом. Поэтому их ломают собственные "гости", делая их заложниками своей корысти. Но однако они не могут разобраться в этом, для них - это должно иметь научное объяснение, но они не могут это объяснить, поэтому довольствуются лишь предположениями и догадками. И сходят сами с ума. Кельвин, который работает психологом и может разбираться в своих чувствах, понимает, что это неспроста, поэтому напрочь отказывается отдавать Хари на опыты. На что коллеги называют его "бездельником, крутящим роман с умершей женой вместо работы". Тут парадокс: способен ли человек без чувств именоваться человеком, чтобы делать безжалостные опыты или милосердный человек, идущий на поводу своих эмоций, иногда ради собственных удовольствий - человек ли он также?
Всё относительно. Солярис даёт человеку дилемму: можете изучать меня и дальше, но пострадаете сами от своих же действий (в данном случае учёные страдали от "гостей", и это вгоняло их в вечную депрессию и тупик, Гибарян не выдержал и потому покончил жизнь самоубийством: его "гости" представляли его совесть) или же принять "гостей" такими, какими они есть, даже если это не люди (какая разница, модель-то одна? дело не в человеке, а в проблеме от этого человека), наладить с ними контакт и ... отпустить их?
Хари, пришедшая к Крису, поначалу не могла оставаться одна в комнате, она не могла без него. Это подразумевает постоянное преследование человека его мучительных мыслей, невозможность перестать думать и отпустить их (Крис думал о Хари все эти 10 лет). Поэтому налаживание контакта Криса и Хари дало возможность перестать существовать проблемы как таковой. Хари стала очеловечиваться и ... умирать подобно человеку. Возможность чувствовать, любить и страдать. Её нечеловеческая природа приобрела человеческие черты, и когда она сама поняла, что проблемы её отсутствия на Земле в подсознании Криса решена, она умерла. И для Криса она просто стала женой, которая умерла 10 лет назад.
Теперь про Бертона, который рассказывал, как в океане Соляриса увидел гигантского мерзкого ребёнка, и как позже было выяснено, что Бертон воспитывал точную копию ребёнка на Земле. Возможно, Солярис подбросил ему модель психологической проблемы, с которой нужно бороться. И эта модель была из будущего. Можно предположить, что т.к. на Солярисе нет времени и всё прошлое и будущее соединено вместе, но дело не в этом. На самом деле неважно, когда это произошло - сама проблема кроется в самом человеке. Если он такой, то в будущем или в прошлом, но с ним и произойдёт эта проблема.
Человек - это абсурд и противоречие: обладающий разумом и осознающий окружающий мир, он слаб и ничтожен к своим страстям и тревогам. Человеческий разум играет с ним злую шутку: давая силу мысли и творчества, он забирает его свободу. Мы - заложники своих эмоций и тревог, своих скрытых слабостей. Наше счастье мнимо и иллюзорно, ровно как и наши страдания. Ты сцеплены оковами своего разума, пока живём. А ещё мы все шизофреники :D
О Солярисе можно толковать до бесконечности, это бесконечная философия. Но этот фильм сильно затронул меня. Возможно, он поднял как раз такие темы в тот момент просмотра, которые сильно меня волновали. Очень интересный фильм, всем советую.