среда, 10 сентября 2014 г.

Весна, лето, осень, зима и снова весна...

   В продолжение темы буддизма хотела бы оставить отзыв по популярному буддийскому фильму Ким Ки Дука "Весна, лето, осень, зима и снова весна". 
  Фильм меня поразил, однозначно. Он очень точно и наглядно описывает человеческие пороки. Само название фильма говорит не только о стадиях жизни человека: детство, юность, молодость, зрелость, но и о круговороте и быстротечности самой жизни. В человеке всегда заложена жестокость и эгоизм: в детстве эти качества могут проявляться неосознанно, с целью обычного детского любопытства и интереса. Но когда человек становится взрослым и всё осознаёт, каждая жестокость может стоить ему порой жизни.
   Ещё раз повторю, что моё мнение сугубо личное, и оно может резко отличаться от мнения других. Главный герой, который убил и искалечил в детстве животных, привязав к ним камни, сам подписал себе приговор: в конце фильма показывается, как он, "привязав камень" к любимой женщине (убив её), на самом деле привязал камень сам к себе - как морально, так и физически. Его учитель сказал "если хоть одно животное пострадает, ты будешь нести его камень до конца своих дней". Конечно же, учитель это сказал специально, чтобы научить своего ученика делать только благо и добрые дела с чистым сердцем. Но тот не послушал учителя и сделал всё наоборот: он поддался собственному искушению, затем поддался собственному эгоизму и самолюбию, которые затем породили гнев, ярость и зверскую жестокость... Воображаемый "камень" как был, так и остался, и человек, не поняв этот смысл всем своим сердцем, а не только умом, не сможет его когда-нибудь сбросить с себя... Только в возрасте, осознав весь ужас содеянного и "привязанный пожизненный камень", главный герой сам стал учителем-буддистом. Теперь всё повторяется вновь: маленький ученик, ради любопытства мучающий животных и его судьба... Хотя это ещё неизвестно! Возможно судьбу он выберет для себя другую.
   Почему учитель главного героя сжёг себя? Я считаю, что он просто понял, что не смог донести до своего единственного ученика главной мудрости в жизни, он как бы его потерял его... Он оказался плохим учителем, т.к. ученик не только не превзошёл его, но даже не дошёл до его уровня. Но в этом и был особый смысл. Когда ученик вернулся в храм, отсидев в тюрьме, и поняв, что учитель умер, он сам становится учителем. Судьба жестока, и иногда чтобы что-то понять важное, нужно многое потерять.
   Заметим, что в каждой стадии взросления главного героя в храме появлялось новое животное: сначала собачка как символ преданности и наивности, в юности появился петух как желание прихвастнуть и завоевать сердце своей "курочки", в период молодости ученика учитель покупает кошку - символ своенравности, хитрости и лукавства (как отображение своенравного жестокого проступка главного героя), и наконец, - змея! Змея на Востоке с древних времён считалась эталоном мудрости и красоты. К змее главные герой приходит самостоятельно, обнаружив её в храме. И поэтому решает оставить её у себя ещё и потому, что это напоминание об убитой привязанным камнем змее с детства. Отмечу, что своему маленькому ученику он дарит черепашку - символ постоянства и защиты (опеки). Возможно, это подсказывает нам, что судьба мальчика сложится иначе, чем у главного героя, всё может быть...
  Фильмы Ким Ки Дука мне нравятся: в них есть и глубокая философия, и человеческие отношения, и мистика, и откровенные интимные сцены, и темы любви и смерти... В основном, фильмы трагические. И очень глубокие. Некоторые фильмы я второй раз пересматривать не могу - слишком тяжёлые... А некоторые фильмы к примеру как баллада - без конкретного начала и с размытым концом, словно вырванные откуда-то у кого-то из жизни.
   Надо просто жить.