среда, 19 августа 2015 г.

Utena 1-10

   Юная Революционерка Утэна - самое прекрасное и глубокое аниме, которое мне когда-либо встречалось. Нереально красивая зарисовка, запутанный непростой сюжет и философский смысл, заставляющий задуматься. Это аниме всегда будет для меня на первом месте.
   История начинается с того, что рассказывается история детства Утэны. Её родители попали в автокатастрофу и погибли, а неизвестный парень дарит ей кольцо, которое остаётся у неё. Это осталось в её памяти как светлое приятное воспоминание, поэтому она любовно называет его Принцем, от которого пахло розами. Он поражает её до такой степени, что она сама хочет стать им, она хочет стать ближе к нему, поэтому в школе она ходит в форме для мальчиков и ведёт себя вовсе не по-девичьи (да-да, именно поэтому ею восхищаются девушки). Несмотря на ярлык пацанки, она очень женственна и мила. Казалось бы - вот неплохая простая зарисовка. Однако по мере просмотра сериала смысл углубляется всё сильнее и сильнее, показывая не только верхушку айсберга, но и остальную его часть.
   Поступая к Академию Оотори, Утэна знакомится с новыми людьми. Среди них и была индианка Анфи Химемия. Утэна узнаёт, что Анфи является Невестой Розой, за которую все борятся, чтобы принести в мир революцию и получить огромную силу. Вот тут и начинается самое интересное. Имея кольцо от Принца, Утэна имеет право участвовать в дуэлях по приказам из писем некого Края Света, и так как она увлекается спортом, ей с успехом это удаётся. Утэна признаётся, что ей было просто жалко Анфи, что её все обижают и пользуются: Саёндзи, с кем она была обручена, постоянно её бьёт и даёт пощёчины. силой добиваясь от неё любви (ведя при этом тайный дневник с ней, принуждая силой её писать ему признания), Мики, мальчик-гений. который влюблён с детства с свою сестру-близнец и который вдохновляется игрой на пианино, как это ни грубо, но он использует Анфи для своего вдохновения, она ему что-то типа музы, холодной и надменной Дзюри, которая влюблена в девушку, разбившую ей сердце, Анфи нужна для получения вечной силы, чтобы "рассказать миру о своих чувствах". Отдельный случай здесь обстоит в Тоогой Кирю, очень хитрой и мутной натурой, который утверждает, что якобы влюблён в Утэну, при этом продолжая быть плейбоем всей Академии. Он всё время переманивает Утэну на свою сторону, он думает, что он неотразим, намекая ей на то, что он именно тот Принц, который подарил ей кольцо. Но Утэне он попросту неинтересен. Ещё один очень яркий персонаж - сестра Тооги, Нанами. Нанами - очень характерная, требовательная и капризная девушка, влюблённая с детства в своего брата. Она хочет от него внимания и ласки (несмотря на кровные узы), постоянно делая козни всем окружающим. Она ненавидит всех и боится осуждения, и своей ненавистью и злобой хочет доказать, как она его любит. Тоога в свою очередь смотрит на неё как на капризного ребёнка, он всё прекрасно понимает и просто создаёт видимость, что он её любит. Нанами, озверевшая от ревности, борется с Утэной и проигрывает. Все её беды проистекают ещё из детства: история с котёнком, где она понимает, что ни капли не интересует брата. Эта смешение односторонней любви и одиночества её доводят до белого каления и нередко загоняя её в весьма смешные и нелепые жизненные ситуации. Она хочет уничтожить весь мир, лишь бы быть любимой.
  Затрагивается тема дружбы. Яркий пример - Тоога и Саёнзди, которые дружат с детства. Тоога предаёт друга, написав письмо от имени Края Света, что Саёндзи должен явиться на Арену Битвы с Анфи, где не должна была состояться сама битва. Это было нарушение правил дуэлянтов, и Саёндзи исключают из Академии. В конце Тоога хладнокровно говорит, что дружба бывает только в сказках (как и принцы). 
   Дуэльная Арена, где Утэна боролась с дуэлянтами за Принцессу Розу, находится на огромной высоте, до которой надо было добираться бесконечными лестницами. Над Ареной парит перевёрнутый Замок. Этот символ имеет очень большое значение и смысловую нагрузку на всё аниме. Говорили, что тот, что принесёт в мир Революцию, получит вечную силу и сможет жить в замке со своим принцем. Но другие утверждали, что это всего лишь мираж и обман зрения.
    Вся Арена и внезапные битвы, возникающие перед Утэной, углубляется в буддийскую философию. Я расскажу об этом подробнее потом, но главная идея состоит в том, чтобы разрушить иллюзорную оболочку бытия ("нужно принести в мир революцию и сломать скорлупу мира подобно цыплятам"). Не правда ли это напоминает о сансаре, нирване и пустоте - таких популярных терминах в буддизме? Все участники битвы были избранными, они понимали, что живут в иллюзии и обмане, но до конца не могли это осознать. Им мешали их моральные отягощения: неразделённая любовь, одиночество, ненависть, похоть и слабоволие. Утэна просто смотрела на всё это просто, как есть на самом деле: она видела ненависть людей к Анфи, её замкнутость и нежность, поэтому не разбираясь в чём дело, просто хотела ей помочь, чисто по-человечески, ничего не требуя взамен: ни силы, ни Принца, ни вечности, ни Замка. Она плавно подбиралась к тому моменту, когда наконец "разобьёт скорлупу реальности" и обретёт истинное зрение, станет пробужденной после вечного сна, снимет очки иллюзорности и посмотрит на настоящую реальность.
   В эпизодах 1-10 показывается момент, когда Тоога и Саёндзи, будучи ещё маленькими детьми, встречают Утэну в тот день, когда её родители погибают. Девочка была напугала и ошарашена произошедшим событием, поэтому не хотела выходить из гроба. Символ гроба с розовыми и красными розами внутри часто встречается в сериале как символ прекрасного, вечного и смертного. Это сочетание несочетаемого внедряет в себе вечные человеческие вопросы и жизни, смерти и красоте. Отказ Утэны выходить из гроба и её выход после того как Край Света показал ей вечность, подарил Утэне надежду, что в мире есть что-то, что не умирает, но в детской памяти остались лишь образ Принца и кольцо с Печатью Розы. Утэна приняла вечность ещё тогда, я бы рискнула сказать, именно тогда, когда она вышла из гроба, умерла в физическом мире, и перешла в другой, параллельный мир. Грань очень тонка, и в аниме очень нечетко показана, оставляя зрителя наедине с размышлениями. Выход из гроба - символическая нагрузка, которая несёт в себе именно отказ не только от жизни, но и от смерти, выход в Вечность, в открытую Вселенную. Ведь как ни крути гроб - это оболочка смерти, оболочка трупа и нахождение в нём подобен нахождению человека в физическом теле при жизни, это своего рода клетка и тюрьма. В аниме Тоога произносит фразу: "мы все спим в своих гробах". Его речь звучит шокирующе, но как нельзя точно. Это перекликается с буддийскими трактатами, где говорится о том, что все люди, практически все на этой Земле глубоко спят, они думают, что они живут, но они спят. Это как летаргический сон. Похоже ли это на смерть? Похоже. Смерть - это и есть обратная сторона жизни на одной медали. В какую бы сторону не стремился человек: в сторону жизни или смерти, он всегда будет "спать", упуская главного, не находя границы между этими явлениями.
   Подробный отзыв о следующих эпизодах (11-20) я расскажу позже.