суббота, 8 октября 2016 г.

Utena 31-39

  Расскажу немного об истории своего просмотра этого аниме. 
 Когда я ещё училась в институте на втором курсе, у меня тогда не было безлимитного интернета, и диски с музыкой и аниме я покупала в магазине. И вот однажды я решила купить диск с аниме: на прилавке их было великое множество - бери-не хочу, но как выбрать то, что тебе будет интересно? Я тогда ещё была в том возрасте, когда тебя интересует лишь красивая обложка, совершенно забывая прочитать краткое содержание. Когда я увидела этот диск, обилие на нём розового цвета, розочек и миловидной главной героини, моё сердце сжалось от восторга! Я взяла этот диск, даже не изучив его. Но тогда я ещё даже не подозревала, какой глубокий смысл таится за этими розовыми розочками. Дома я включила и стала смотреть... Я влюбилась в это аниме с первого взгляда. Рисовка! Вот что мне понравилось больше всего. А какие там были парни. Да, тогда меня лишь интересовала лишь одна красота, пусть даже выдуманная и нарисованная. Я мало что поняла по смыслу, я во все глаза смотрела на этих вымышленных мужиков с длинными разноцветными волосами и... если бы я оказалась внутри мультика, я бы отдалась им всем без малейшего раздумья. Какая же я дура... В 19 лет я была похожа на 4летнюю девочку, только вместо разноцветных колечек и леденцов я коллекционировала в своём воображении разнообразных мужчин. Возможно, это всего лишь стадия моего взросления, возможно это так и должно было быть. Но... быть спящим слишком ужасно, в каком бы розовом мире ты не спала, этот мир так и остаётся миром иллюзий. 
  Затем я конечно пересматривала это аниме снова и снова, и я снова ничего не понимала. И всё наконец пришло к тому, что я смотрю это аниме и ничего, кроме отвращения к мужским персонажам, не испытываю. Желание, похоть, вожделение, страсть - всё как одно сплошное недоразумение осталось в моей "прошлой" жизни. Однажды судьба мне предоставила возможность обладать одним из моих коллекционных образов в голове. Но кроме разочарования мне это ничего не принесло. Это напомнило мне красивые украшения, которые видишь на прилавках в магазинах бижутерии: блестящие переливающиеся камешки и чистый блеск сплава металла завораживают, но стоит поносить это украшение некоторое время, металл темнеет, а камешки тускнеют, а то и вовсе выпадают. Где же эта первоначальная красота, куда делся восторг? А красоты и не было. Всё оказалось обманом.
  Такой же обман и подстерегал Утэну и всех остальных дуэлянтов. Они прослышали о том, что некий Край Света просто руководит ими. Противно быть пешкой в чужих руках, омерзительно быть рабом и марионеткой, каждое живое существо нуждается в свободе. Наши герои решаются отказаться от дуэлей. Всё, что они хотели получить - это силу, приносящую в мир Революцию, Вечность, исполнение всех желаний. До них доходит истина - все они думали лишь о себе, никому из них и не была нужна Невеста Роза, они хотели её лишь использовать для собственных целей. Мы все эгоисты, все. Думаем о себе, зациклены на себе. В нас скрыта боль. И нам совершенно всё равно, что у других внутри точно такая же боль. Нам кажется, что это только мы страдаем, что весь мир счастлив, кроме нас. Мы все мечтаем только об удовлетворении собственных потребностей. Человек отвратительней животного в тысячу раз. 
   Когда я это поняла, мне расхотелось жить. Это аниме гениально, и по какому-то мистическому закону оно прочно переплетается с моей жизнью. 
  Смерть. Страшное слово, открывающее врата навстречу Вечности. Но это страшно, это слишком жутко. Страх неизвестности. Тем более все когда-нибудь умрут... Но в этом мире лжи и обмана многое в моих глазах потеряло ценность. Я всегда остаюсь только одного мнения - в этом бренном и эфемерном мире, где ничего не вечно, человек живёт ради собственных чувств, именно ощущение радости делает жизнь ценной. Но эти ощущения исходят не от вещей, они исходят от общения с другими. Человеку нужен человек. Но я не права, сказав, что в этом мире нет ничего вечного. Вечное - это мы, наша душа, наша сущность, наше сознание, наши чувства.
  Химемия хотела покончить с собой, она даже в шутку рассказывает Утэне про яд, который подсыпала в печенье. Я не могу сказать с полной уверенностью, но здесь идёт нечёткий намёк на Революцию=Смерть в физическом мире и переход в другой мир. 
  Край Света, он же Акио, этот Дьявол, изгнанный из Рая, который когда-то был Богом (Dios - по-испански "бог"), продолжает играть с человеческими душами и судьбами. Он ищет человека, который сможет открыть эти врата и выйти из своего гроба. Прикрываясь прекрасным принцем, он меняет женщин как перчатки, использует свою собственную сестру, обрекая её на страдания, повторяя при этом "Она сама выбрала такую судьбу! Я здесь не при чём!" Он мечтает стать богом, но он не станет богом, потому что чтобы стать богом, нужно познать любовь. Утэна не смогла стать богом, она не смогла стать принцем, потому что она обычная девушка, она обычный человек. Но она любила Анфи. Она изменила направление её вечных страданий. Анфи до последнего не верила, что любовь существует. Её ранила холодность её собственного брата, которого она любила всем сердцем, и ей стало всё равно. Поэтому её воспринимали как бесчувственную куклу, на самом деле её чувства были столь сильны, что она их спрятала в самый дальний угол, чтобы никто не смог её так сильно ранить.
  Акио соблазнил Утэну, чтобы обмануть: наговорив ей сказки про прекрасного принца и замок, парящий в небесах, он ей пообещал Вечную Любовь, вечную сказочную жизнь и вечный рай. Но Анфи! Конечно, она останется Невестой Розой, как и была. Она будет и дальше вечно страдать. Утэна, совершенно опешившая от заявления Акио, от его наплевательского отношения к Химемии, заявляет, что будет бороться с ним. Наступает финальная дуэль "Революция", где влюблённой Утэне приходится бороться не просто с объектом своей влюбленности, но и с самой собой. С этого момента революция уже давно наступила. Она открывает ей глаза, и Утэна выходит из собственного гроба. Она больше не спит. Если в мире не произошло Революции, она произошла внутри Утэны и Анфи, а Акио так и остался спать в своём "гробу". Он не станет Диосом никогда. Момент, когда Анфи вонзает меч в Утэну и ранит её... я не понимала его долгое время. Зачем она это сделала? Неужели Анфи не верила ей? Или решила просто уничтожить её, чтобы та не страдала, а может быть это часть испытания Утэны? Но не забываем, это аллегория. Анфи сказали Утэне "Ты похожа на Диоса, которого я когда-то любила, но ты никогда не станешь моим принцем. Потому что ты девушка" (меня поразил момент, когда раненая Утэна лежала на земле, к ней подходит этот "Прекрасный Принц" и хладнокровно говорит "Это не игрушки, я говорил тебе. Ребёнок вроде тебя не понимал всю серьёзность"). Утэна была сильно ранена заявлением Анфи, однако она всё равно хотела остановить её не идти вслед за Акио в мир Вечности. Она знала, что Анфи вынудил это сказать её брат, от чувств к которому она не могла освободиться. Утэна знала о её страданиях и хотела помочь во что бы то ни стало, поэтому из последних сил встала и пошла её спасать. Она изменила ход событий, она встала из своего "гроба" и хотела достать из "гроба" Анфи. Она хотела, чтобы Анфи очнулась, увидев обман и иллюзию, созданную её братом, поэтому умоляла дать ей руку. Лишь на одно мгновение они прикоснулись, но тут же их разделил поток Вечности. Но этого было достаточно, чтобы Анфи избавилась от вечного груза и обрела свободу. Акио кричал Утэне вслед, чтобы та не открывала крышку гроба. Конечно! Ведь Химемия была ему так выгодна!
  Акио, этот великий иллюзионист, создал Академию, а точнее иллюзию Академии Отори благодаря своему великому устройству проектировки в своей же комнате. Парящий замок в небе - лишь игра света и тени, дуэльная арена - всё обман. Мир, живущие в нём люди - тоже его рук дело, его выдумка. Напоминает буддизм, где основной идеей служит принцип пустоты - учение о том, что всё в мире нас окружающее пустотно и всё существует лишь благодаря взаимодействию энергии. Учёные, изучающие квантовые частицы и их взаимодействие, пришли к совершенно абсурдному открытию, что 99,9% содержимого наших молекул и атомов пусты. Всё складывается в сложные фигуры из бесконечно крохотных частиц благодаря действию неизвестной силы, которая руководит ими. Эта энергия и есть наш мир, а мы в ней лишь пешки.
  Таким образом, Акио как ни являлся отвратительным Люцифером, он несёт в себе божественную силу Творца. Он же и говорил Утэне на их последней дуэле, что она всё равно поддалась роману с ним, несмотря на то, что она знала о его невесте. Все люди эгоисты, не так ли? Таким образом, Акио сам является вымышленным персонажем в жизни Утэны и Анфи.
  После произошедших событий, которые были лишь в головах и сердцах наших героев, Химемия оставляет Акио и уходит к Утэне. Остаётся ли их мир тем же или они переходят в другое измерение, это уже не важно. Главное, что они находят друг друга снова и навсегда остаются вместе. Это их Вечность, силу которой они обрели вместе.
  Расскажу ещё об отношениях Утэны и Тооги. В полнометражном фильме Тоога является принцем Утэны, а не Акио. Вообще эта альтернативная версия этой истории очень спутана, как бредовый сон, где разные события переплетаются между собой, образуя психоделическую картину. Но этот взгляд на историю тем самым ещё больше подогревает зрителя о пустотности всех событий не только в жизни этого аниме, но и вообще. Конечная цель - обретение любви, свободы, счастья - это Вечные понятия. Нет ничего более настоящего наших чувств, но они кажутся нам эфемерными: они нематериальны и постоянно меняются. Но именно они руководят нами, они наделены могущественной силой, разве не они ломают и одновременно воспитывают и делают сильнее нас? Они и есть реальность. Всё остальное иллюзия, бутафория и сплошное шоу, где каждый играет свою роль. Итак, в последних сериях Тоога признаётся Утэне в любви, он действительно искренен к ней. Несмотря на то, что он множество раз подставлял её, служил Акио и предал своего друга Саёндзи, он тоже достиг революции внутри себя. Он полюбил Утэну и просит её побыть с ним лишь одну ночь, чтобы сохранить это в памяти. Это был очень печальный и необыкновенно красивый момент. Когда они вдвоём сидели на дуэльной арене под открытым небом, усеянным звёздами. На следующий день Тоога вызывает Утэну на битву: проверка ли это или как аллегория того, что мы всегда боремся с теми, кого любим - так до конца неизвестно, но то, что он говорил всё время о том, что "хочет победить её, чтобы спасти её" - факт. Он хотел просто забрать её в свой мир, одну из миллионных вариаций пространства, чтобы она ушла от Акио и оставила Анфи. Но Утэна лучше умрёт, чем бросит Анфи. Она поклялась стать её Принцем, чтобы спасти её.
  "Я так и не смогла стать принцем, я девушка, и всё, что я могла - лишь притворяться им". 
  Театр Теней, показывающий зрителю в каждой серии маленькие сценки прозрачно намекает нам на нашу театральную жизнь и роли людей в ней, о том, что мы не такие, как кажемся и носим множество масок. А ещё то, что без масок мы можем понравиться только своим людям, которые любят нас по-настоящему, любят любых. Акио, Утэна и Анфи пошли в Театр Теней одни, это опять же работа Акио, он хотел подготовить Утэну к предстоящей битве "Революция", чтобы она вспомнила своё прошлое. В Театре показана сказка о Принце Розе и его одинокой сестре, которая не могла стать его невестой, поэтому заточила его, изгнав тем самым из Рая. Так Утэна вспоминает своё детство и тот день, когда она вышла из гроба, когда Акио показал ей страдающую Химемию. Акио дарит ей кольцо, подарив ей и просто кольцо, а волшебную сказку о принце. Однако, несмотря на то, что сказка оказалась обманом и иллюзией, он помог ей встать из гроба. Кроме того, Утэна стала сильной на эти годы и несмотря на свою личную трагедию о разрушенном замке и Принце, она встретила настоящую Любовь в лице Анфи. Акио является богом и дьяволом в одном лице, он весь мир, свет и тень, медаль с двумя сторонами. Замечу один философский подтекст, что когда по преданию Анфи изгоняет Диоса на Землю, лишая всех женщин мира Принца, она тем самым открывает людям глаза на то, что никаких принцев не существует, и он не может быть один на всех. Но глупые люди лучше сожгут её на костре как ведьму, чем лишатся своих эгоистичных вожделений.
   Интересно было заметить дальнейшую жизнь в вымышленной Академии после исчезновении Утэны. Революция произошла у всех, в душе. И все достигли своих желаний: хороших или плохих, они стали с теми, с кем хотели быть. Жизнь идёт вперёд. Утэна, которая так была популярна, потому что ходила в форме для мальчиков, потихоньку стала исчезать в памяти людей. Всё превращается в пепел: не только тело, но и память о нём. Ничто не вечно в этом мире. Мне это напомнило рассказ Дзюри о мальчике, который пытался спасти её старшую сестру в детстве на реке, но сам умер, а сестру спас другой прохожий. 
  Сказать, что это аниме повлияло на мою жизнь? Скорее, это аниме обо мне. Я не хочу говорить, каким персонажем я являюсь в нём, но аниме словно Театр Теней рассказывает обо мне. И эта история тянется очень давно. Ещё до этой жизни, точнее она находится вне этой жизни. Моя жизнь - лишь мгновение в Вечности. Моя Любовь всегда со мной. Именно благодаря ей я могу жить в этом мире. Я вижу, как многие спят в своих "гробах", они просто убивают время своей жизни, они не понимают её смысла. Они не хотят любви, потому что это приносит боль, не так ли? А я хочу. Я хочу много любви и много-много боли... Я хочу упасть в Океан Любви, я хочу утонуть в нём, захлебнуться, отдаться, раствориться... Да, я хочу этого! Если этот мир когда-то меня убьёт, это может случиться только из-за отсутствия любви. Но это не случится. Я давно познала Вечность.